Каждый из нас хоть однажды в детстве пытался построить недолговечное сооружение из песка, будь то замок, космический корабль или неведомый морской монстр. Не у всех, конечно же, это получалось хорошо, но дело здесь не только в аккуратности и мастерстве. На самом деле, работа с песком – это целая наука. Профессиональные скульпторы проделывают невероятные вещи, чтобы из кучи мелких песчинок получился большой (а иногда и гигантский) шедевр.
Начнём с того, что профессионалы тщательно подбирают материал для работы. Песок должен быть мелкозернистым, при этом в его составе обязательно присутствие глины в качестве связующего элемента. Также многое зависит от пропорций песка и воды. Если переборщить с водой – получится липкая текучая масса, если воды слишком мало, то из песка и вовсе ничего не удастся слепить. Считается, что оптимальным соотношением воды к песку является 1:8 соответственно. Немаловажно ещё и смешивать крупные грубые песчинки с правильными мелкими для максимальной прочности сооружения. Обычно на серьёзных конкурсах по песочным ваяниям песок предоставляют сами организаторы, облегчая задачу скульпторам и оставляя им время на главное – творчество. Песок для соревнований просеивают, очищая от всевозможных сюрпризов и даже мелких камешков.
Иногда не хватает даже всех перечисленных мер для полной уверенности, что конструкция не свалится через некоторое время. Тогда для укрепления самых массивных фигур используют кусочки дерева, однако небольшие, дабы искусство не превратить в строительство, как говорят сами скульпторы.
Строительство начинают с опалубки – деревянного основания, ограничивающего песок и не дающего ему рассыпаться по площади. Далее в неё насыпают нужное количество песка. Создание скульптур происходит сверху вниз, причём обычно, если ты спускаешься ниже – ничего уже не изменить.
Для работы с материалом используют исключительно свои руки и лопаты. Некоторые обходятся и без последнего. Так называемые пуристы в строительстве своих произведений не пользуются никакими искусственными материалами и другими способами поддержания скульптур в форме: никаких опалубок, формочек, механизмов, клея и т.п. К слову сказать, на соревнованиях часто необходимо опрыскивать скульптуры специальным покрытием, чтобы иметь презентабельный вид. Зачастую на постсоветском пространстве в этих целях используют водяной раствор клея ПВА.
Фигуры из песка весьма недолговечны, множество факторов, включая не только погодные условия, но и способ создания скульптур, непосредственно влияют на срок их жизни. Иногда случается, что некоторые мастера, возвращаясь на тот же конкурс год спустя, видят свою прошлогоднюю работу.